Создан препарат, который восстанавливает слух

Жить, но не слышать - с таким приговором живут миллионы людей во всем мире. Для многих надежда уже потеряна, и они приспособились жить, не используя уши. Но что, если... попытаться исправить это? Американские ученые заявили о создании препарата, восстанавливающего слух. Он действует во внутреннем ухе и возвращает некоторым клеткам способность воспринимать звук. Средство уже успешно проверили на мышах, впереди - испытания на человеке.

Создан препарат, который восстанавливает слух
Исследователи разработали препарат, который частично «отменил» глухоту у мышей с нарушением слуха, типичным для людей. Открытие может поспособствовать поиску решений для других проблем со слухом.

Исследователи из Американского национального института глухоты и других расстройств коммуникации (NIDCD) создали средство, которое устраняет глухоту. Как он работает? Действие чудо-лекарства заключается в «переключении» генов, которые отвечают за деятельность ключевых для слуха волосковых клеток, находящихся во внутреннем ухе. Как следствие, функциональность слухового аппарата восстанавливается.

Специалисты тестировали эффективность препарата на специально выращенных мышах. У каждого грызуна была хромосомная мутация, называемая DFNA27, которая встречается у людей, является наследственной и приводит к прогрессирующей глухоте. Открыли ее те же ученые, которые принимали участие в разработке лекарственного средства.

Мутация, определяемая как REST (RE1 Silencing Transcription Factor), приводит к тому, что ухо не развивает волосковые (или слуховые) клетки. Эти клетки выполняют роль рецепторов чувства слуха и равновесия, поэтому они имеют решающее значение для восприятия звука.

Препарат, по размеру сравнимый с отдельными молекулами, заставляет подавлять процесс REST таким образом, что не все волосковые клетки разрушаются во внутреннем ухе мышей, и при этом могут развиться новые.

«Мы смогли частично вернуть слух (мышам - прим. ред.), особенно на более низких частотах, и в дополнение к этому нам удалось сохранить часть волосковых клеток», - подтверждает доктор Томас Фридман, один из соавторов исследования.

Исследования по совершенствованию средства продолжаются. Ученые уже нацелены проверить его на людях.

Надежда для глухих

Глухота в более чем половине случаев имеет генетическую основу. Различные типы мутаций вызывают как врожденную глухоту, так и постепенную потерю слуха во взрослой жизни. Разработка ученых из NIDCD настолько универсальна, что, согласно их собственным прогнозам, она может помочь вылечить другие нарушения слуха, а не только дефект, связанный с мутацией DFNA27.

«Если дополнительные исследования подтвердят эффективность препарата в лечении глухоты у людей, то вполне вероятно, что наше решение будет применимо и в случае других наследственных форм прогрессирующей потери слуха», - подтверждает Фридман.